Мой педагогический опыт

01.04.2013
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 30 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»
(Дональд Д. Куинн, перевод с английского).

Вот уже 17 лет я работаю учителем начальных классов. Это были годы поисков, раздумий, открытий. Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

В 2000 году окончила Донской педагогический колледж по специальности «учитель начальных классов», в 2007 году – Южный Федеральный университет по специальности «учитель математики».

За время работы как классный руководитель выпустила 2 класса. Это выпуск 2005 года – это очень талантливые, самостоятельные, творческие ребята, и выпуск 2009 года– это дружные и веселые ребята. Я всегда стремилась к интеллектуальному, нравственному, эстетическому развитию своих воспитанников: проводила внеклассные мероприятия; организовывала поездки в города области с посещением музеев, театров, исторических и культурных мест; особенно любили мои дети туристические походы, экскурсии. Каждый коллектив, как и этот, не был для меня простым этапом. Это для меня жизнь. Удачи и промахи, победы и ошибки, но главное – поиски путей, которые мы ищем с ними вместе, путей формирования в каждом из них человека.

Сейчас я — классный руководитель 3 класса. Главная цель моей работы это – воспитание у младших школьников познавательных интересов, творческих способностей, духовно-нравственной личности, развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в коллективе и строить отношения дружбы между одноклассниками и родителями через взаимодействие школы и семьи.

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю патриотическое воспитание учащихся. Мои ребята принимают активное участие в конкурсах патриотической песни, заняли 1 место в школе, смотра строя и песни, заняли 2 место среди учащихся начальной школы, митингах, посвященных 9 мая.

По своему внутреннему миру я – человек — творчества. Очень люблю мастерить, работать с разными материалами. Стараюсь развивать творческие способности у своих учащихся, ведь только у творческого учителя могут быть творческие дети. В этом учебном году разработала и веду курс внеурочной деятельности «Чудеса своими руками». В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Со своими детьми принимаю участие в школьных и районных конкурсах. В рамках школьного конкурса «Новогодняя елочка» выполнили работы в технике модульное оригами, торцевание из бумаги, природные материалы, представили работу из перьев и макаронных изделий. Чудесной получилась наша «Елочка дружбы», которую ребята собрали из ладошек, вырезанных из бумаги. Мой класс занял первое место в конкурсе поделок. Я была награждена грамотой за организацию проведение выставки детского творчества «Новогодняя елочка 2012».

Вместе со своими учениками принимали участие в конкурсе «Зеркало природы». Для конкурса мы подготовили работы в технике инкрустация на пенопласте, мозаика из пайеток, батик, вязание крючком. Работа «В краю березового ситца» была отмечена благодарностью.

Приняли участие в конкурсе ко «Дню птиц», для которого вместе с ребятами выполнили работы в технике модульное оригами «Райские птички».
Большое внимание в своей работе уделяю экологическому воспитанию. Ребята моего класса принимали участие в конкурсе экологической сказки, были награждены грамотой за активное участие. Нагорная Дарья и Ермолов Павел награждены грамотами «Лучшая актриса» и «Лучший актер». В конкурсе плакатов «Красота спасет мир!», празднике, посвященному Дню Земли. Своим ученикам я прививаю любовь к природе, учу их ухаживать за комнатными растениями, вместе мы работаем на приусадебном участке.

Особое внимание в этом направлении уделяется экологическим проектам. Ведущее место среди методов, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью, принадлежит сегодня методу проектов. Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Именно этот факт стал основополагающим для создания общеклассных проектов. Одной из функций классного руководителя является вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Поэтому в работе с родителями я часто применяю метод проективной деятельности.

Одним из таких проектов является экологический проект «Красота из мусора». В ходе этого проекта был проведен классный час «Природа не прощает ошибок», экологический субботник, на котором учащиеся собрали гору мусора. Вместе с ребятами мы решили показать, как можно использовать мусор, чтобы украсить наш дом. Из бутылок ребята сделали шкатулки, вазы, а так же прекрасных бабочек, которые украшают холл школы, их банок они изготовили шкатулки для мам, а школьные клумбы теперь украшают веселые поросята, сделанные нашими руками.

Ребята работали над проектом «Как помочь птицам пережить холодный период года, когда им сложно добывать корм из-под снега?». В рамках проекта учащиеся познакомились с зимующими птицами нашей области, совместно с родителями разработали проект кормушки из бросового материала. На уроках дети сделали кормушки, развесили их на территории нашей школы. Теперь ребята не только ухаживают за кормушками, следят, чтобы в них постоянно был корм, но и наблюдают за птицами.

К 50 годовщине полета в космос мы вместе с ребятами подготовили проект «Полет в будущее». В ходе проекта был проведен классный час «День космонавтики» и творческая работа учащихся- поделки из различного материала по данной тематике. Результатом стала выставка работ учащихся «Полет в будущее», за которую нам была вынесена благодарность.

На уроках и во внеурочное время работаю над формированием у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Вместе с учащимися принимаю самое активное участие в спортивной жизни школы и района. Неоднократно принимала участие в школьной игре «Папа, мама, я — спортивная семья», в которой занимала призовые места. Вместе с ребятами участвую в Дне бегуна, Днях здоровья. Мои ребята занимают первые места в спортивных соревнованиях. 1 место в спортивных соревнованиях «День бегуна»- Зарецкий Николай. 1 место в спортивных соревнованиях «День бегуна»- Нагорная Дарья. 1 место по кроссу – Ермолов Павел. Мои ученики являются призерами в игре «Безопасное колесо». Учащиеся класса Ладвинский Денис и Трофина Полина заняли второе место в районном конкурсе рисунков «По безопасной дороге в будущее». Вместе с детьми мы посещаем Ростовский аквапарк, ледовый каток. Зимой катаемся с горки, лепим снеговиков, играем в снежки. В начале учебного дня проводим утреннюю гимнастику.

За хорошую организацию воспитательной работы с классом была награждена грамотой отдела образования в 2005 году, за добросовестное отношение к своим обязанностям и умелое руководство детским коллективом в 2008 году. В 2011 году принимала участие в конкурсе «Лучший классный руководитель – 2011г., стала лауреатом 3 степени, получила благодарность за участие в конкурсе и за воспитательную работу с классом. В 2011 году мой класс был награжден грамотой за достигнутые показатели в учебе, поведении, общественной работе. Была награждена дипломом за лучший учебно-методический проект для начальной школы по программе INTEL.

Основная моя деятельность – это учитель. В моем классе 5 отличников, 10 хорошистов.

Качество знаний по предметам

Мои ученики вот уже два года принимают участие в международном конкурсе «Русский медвежонок», занимают призовые места:
1 место в школе, 9 место в районе в конкурсе «Русский медвежонок»- Ермолов Павел.
2 место в школе, 10 место в районе в конкурсе «Русский медвежонок»- Нагорная Дарья.
В этом коду учащиеся моего класса участвовали в конкурсе «Кенгуру- математика для всех».

Хорошие результаты показывают ученики на школьных предметных олимпиадах. В этом году:
Ермолов Павел – 1 место по математике и русскому языку,
Нагорная Дарья – 3 место по математике и русскому языку,
Зарецкий Николай – 3 место в олимпиаде по окружающему миру.

На уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира я развиваю творческие способности учащихся, предлагая им работы творческого характера. Мои ученики пишут стихи, сочиняют сказки. Ермолов Павел стал лауреатам 1 степени в конкурсе «Новогоднее стихотворение».

Все свои учебные работы и работы творческого характера ребята оформляют в портфолио. Создание портфолио считаю одним из важных направлений в работе современного учителя. В связи с введением нового образовательного стандарта, роль его в образовательно-воспитательном процессе существенно возросла. Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в виде индивидуальной папки.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Конечно, в этом направлении предстоит еще огромная работа, но первые результаты уже видны.
Считаю, что достижением высоких результатов является моя методическая тема «Компьютерные технологии в начальной школе как метод повышения качества знаний».

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетие является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Я работаю учителем 17 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Наша школа – школа компетенции. Она имеет современное оснащение, проекты во всех кабинетах начальных классов и интерактивные доски. Всё это в учебном процессе позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • Создание презентаций к урокам;
  • Работа с ресурсами Интернет;
  • Использование готовых обучающих программ;
  • Разработка и использование собственных авторских программ.

Одним из главных предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок математики. Я учу детей по учебнику «Математика» автора Нефедова образовательной системы «Планета Знаний». По новому ФГОС одна из главных задач образования — это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, блицы, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. «Ожившие» картинки помогают ребятам класса лучше усвоить новый материал и повысили их интерес к предмету.

На уроках чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопедии. В своей работе я уделяю большое внимание работе над техникой чтения, поэтому использую тренажеры «Тексты с дырками».

Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и закрепления ЗУН. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В них я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В результате я собрала коллекцию уроков-презентаций для уроков природоведения (1- 4 класс). Возможен показ документальных фильмов по теме урока.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усиление интенсивности урока
  • повышение мотивации учащихся
  • мониторинг их достижений

На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Фраза», «Фантазеры», «Приключения юного натуралиста Плюма», «Юный математик. 3-4 класс», «Весёлая математика», и многие другие.

Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.

В 2009-2010 учебном году я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы:

  • Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.)
  • Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
  • Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.
  • Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно — сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.
  • Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
    Использование данной технологии позволяет:
    1.Значительно сэкономить время на уроке.
    2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
    3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
    4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс

Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Вывод: информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников;  позволяет организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.

Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.

На уроках, в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения: использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках. Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал. Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).

Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.

Использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в нашу работу как учителя начальных классов способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на моих уроках представляется целесообразным и необходимым. Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.

Скачать файл «Опыт работы» (55.3 Мб)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>